Утверждаю:
И.о. директора
__________\Е.П. Юринов\
Приказ от ««28» августа 2024г.
№174
План
внеурочной деятельности
основного общего образования
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Очурская средняя школа»
на 2024-2025г
Очуры, 2024
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012»;
Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного стандарта основного общего образования» (далее - ФГОС ООО 2021);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 № 568
«О
внесении
изменений в федеральный
государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 года №
993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 ноября 2022 года
№874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП
2.4.3648-20»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной инфекции(COVID-19), утвержденными постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15;
ООП ООО МБОУ «Очурская СШ»;
Уставом МБОУ «Очурская СШ»;
Календарным учебным графиком МБОУ «Очурская СШ».
План внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы
МБОУ «Очурская СШ».
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Внеурочная деятельность, осуществляемая после основных учебных часов, определяет
формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы основного общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
и возможностей Школы.
План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела
основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются
обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу, обеспечивают гибкий режим
занятий, переменный состав обучающихся, проектную деятельность, экскурсии, походы, деловые
игры и пр.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ основного
общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации
предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в
том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся «Россия – мои горизонты» (четверг, первый урок).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов;
часы, отведённые на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся;
часы, отведённые на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий
воспитательной направленности.
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности
Направление
внеурочной
деятельности
Количество
часов в неделю
Основное содержание занятий
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно1 час
просветительские
Основная цель: развитие ценностного отношения
занятия
обучающихся к своей Родине – России,
патриотической,
населяющим ее людям, ее уникальной истории,
нравственной и
богатой природе и великой культуре.
экологической
Основная
задача:
формирование
направленности
соответствующей внутренней позиции личности
«Разговоры о важном»
школьника, необходимой ему для конструктивного
и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России:
знанием
родной
истории
и
пониманием
сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к
окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
1 час
Основная цель: развитие способности обучающихся
применять приобретённые знания,
умения и
навыки для решения задач в различных сферах
жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью). Основная задача: формирование и
развитие
функциональной
грамотности
школьников:
читательской,
математической,
естественно-научной, финансовой, направленной на
развитие креативного мышления и глобальных
компетенций.
Основные
организационные
формы:
интегрированные курсы, метапредметные кружки
или факультативы
1 час
Основная
цель:
развитие
ценностного
отношения обучающихся к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия и
ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей
профессии, осознание важности получаемых в
школе знаний для дальнейшей профессиональной и
внепрофессиональнойдеятельности.
Основные
организационные
формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных
цифровых
ресурсов,
профессиональные
пробы,
моделирующие
профессиональную
деятельность,
экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий
и
способами
получения
профессионального образования; создание условий
для развития надпрофессиональных навыков
(общения, работы в команде, поведения в
конфликтной ситуации и т.п.); создание условий
для познания обучающимся самого себя, своих
мотивов, устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе, способности
адекватно
оценивать свои силы и возможности.
Вариативная часть
3 часа
Основная
цель:
интеллектуальное
и
общекультурное
развитие
обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу их
собственного будущего, и к культуре в целом, как к
духовному богатству общества, сохраняющему
национальнуюсамобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по
дополнительному или углубленному изучению
учебных предметов или модулей; занятия в рамках
исследовательской и проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального
компонента
образования
или
особыми
этнокультурными
интересами
участников
образовательных отношений;
дополнительные
занятия
для
школьников,
испытывающих
затруднения в освоении учебной программы или
трудности в освоении языка обучения; специальные
занятия для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации
Занятия, направленные
наудовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов
Занятия,
направленные на
удовлетворение
3 часа
1 час
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
способностей школьников, формирование у
них чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, формирование
ценностного
отношения к культуре; физическое развитие
обучающихся, привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им
любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, развитие их самостоятельности и
ответственности, формирование
навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в
различных
творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских,
поэтических
или
писательских клубах и т.п.); занятия
школьников в спортивных объединениях
(секциях и клубах, организация спортивных
турниров и
соревнований);
занятия
школьников
в
объединениях
туристскокраеведческой
направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев).
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений
– заботиться о других и организовывать свою
социальных интересов
и потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
собственную деятельность,
лидировать
и
подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная
задача:
обеспечение
психологического благополучия обучающихся
в образовательном
пространстве
школы,
создание
условий
для
развития
ответственности за формирование макро и
микро коммуникаций,
складывающихся
в
образовательной организации, понимания зон
личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные
организационные
формы:
педагогическое сопровождение деятельности
Российского
движения
школьников
и
Юнармейских
отрядов;
волонтерских,
трудовых,
экологических
отрядов,
создаваемых для социально ориентированной
работы; выборного
Совета обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников по
вопросам
управления
образовательной
организацией, для облегчения
распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных
коллективов;
постоянно
действующего
школьного
актива,
инициирующего и организующего проведение
личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов); творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее
авторитетных старшеклассников группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе и
т.п.
Цель и идеи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта иформирования у обучающихся
принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие
здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и
правовымсамосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности являются создание условий для
достижения обучающимися уровня образованности,соответствующего их личностному потенциалу;
- ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.При этом решаются
следующие основные педагогические задачи:
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к
преодолению трудностей,целеустремленности и
настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям(человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура);
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности всовременном мире.
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых форм,
методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни
и здоровья.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования
строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного
выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с
другими детьми.
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
- экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров
- деятельность ученических сообществ,
- встречи,
- ролевые игры,
- реализация проектов,
- кружки,
- походы и т.п.
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован
перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 35 минут. Перерыв между
занятиями внеурочной деятельности 10 минут.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
План внеурочной деятельности
Направления внеурочной деятельности
Наименование
рабочей программы 5 А/Б
кл
Количество часов
в неделю
6
кл
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно-просветительские занятия
«Разговоры о
патриотической,
нравственной
и
1/1
1
важном»
экологической направленности
1/1
1
Занятия
по
формированию «Тайны русского
функциональной грамотности обучающихся
языка»
Занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных
интересов
и
потребностей обучающихся
8
кл
9
кл
1
1
1
1
1
1
«Билет в будущее»
1/1
-
-
-
-
«Россия - мои
горизонты»
-
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
-
-
-
-
1
1/1
1
-
-
-
1/1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
-
-
-
-
-
1
1
1
1
1
-
-
-
1
1
-
-
-
-
-
1
1
1/1
1
1
1
-
10/10
10
10
10
10
Вариативная часть
Занятия, направленные на удовлетворение «Спортивные игры»
интересов и потребностей, обучающихся в
«Географический
творческом и физическом развитии, помощь
мир»
в самореализации, раскрытии и развитии
«Сувенир»
способностей и талантов
Работа с сильными
Занятия, связанные с реализацией особых
обучающимися
интеллектуальных и социокультурных
Работа со
потребностей обучающихся
слабоуспевающими
обучающимися
«Наглядная
геометрия»
«Говори и пиши
грамотно. Культура
речи.»
«Финансовая
грамотность»
«Школа личностного
роста»
«Швейное дело»
«Трактор»
Занятия, направленные на удовлетворение
социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности социально
ориентированных ученических сообществ,
детских общественных объединений,
органов ученического самоуправления, на
организацию совместно с обучающимися
комплекса мероприятий воспитательной
направленности
Итого:
7
кл
«Вдохновение»