Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом
от 28.08.2024 № 174
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Очуры, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................ 3
Содержание курса внеурочной деятельности ......................................................... 8
Планируемые результаты освоения курса ..............................................................16
Личностные результаты ............................................................................... 17
Метапредметные результаты........................................................................ 19
Предметные результаты ................................................................................ 21
Тематическое планирование .................................................................................. 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее – программа) разработана на основании федеральной рабочей
программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» и в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по
программе, является
развитие
у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
3
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022
№ 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
4
8. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций
по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
10. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74229).
11. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023).
12. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
среднего
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74228).
13. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
14. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
5
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных
образовательных
программ
начального
общего
образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 5–7, 8–9
классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34 учебных часа.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы
и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения
нового знания,
запоминания
и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории,
где
функционирует
данная
образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать)
6
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную,
поддерживающую
атмосферу;
насыщая
занятия
ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации,
слушанием
(исполнением)
Федерации.
Государственного
гимна
Российской
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться
со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная,
вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается
с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной
(беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра),
творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная
и независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место
в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где
каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное
телеграфное
агентство
России
(ИТАР-ТАСС)
–
это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус
и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне
важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и
оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские
и транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад
в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый
устойчивый
и
надёжный
для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный
и круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно
для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны
и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности
нашей
страны,
главной
задачей
которой
является
производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России
8
выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием,
а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции
нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными
системами,
цифровыми
Разноплановость
и
востребованность
устройствами.
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов
общества.
Учитель
–
советчик,
помощник,
участник
познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить
роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны
против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность
за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их
значение,
жить
в
соответствии
с
духовно-нравственными ценностями
общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и
финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для
каждого гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи
в будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном
хозяйстве,
воспитании
детей).
Память
о
предшествующих
9
поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это
знакомство
с
культурой,
историей
и
традициями
разных
народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни
и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества.
Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее
страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как
проявление добрых чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как
забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать –
хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей.
У России женское лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье
и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной
жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство
как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства
на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
10
социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные
и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо
Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность
за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь.
Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть
в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжи
в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той
или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела,
история праздника. Информационные источники формируют общественное
мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны
школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и самореализации. Перспективы получения
высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический
11
прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны
в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство
и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных
сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом
союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес
и
технологическое
предпринимательство.
Экономика:
от структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается
для успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. Какое
значение имеет использование цифровой экономики для развития страны?
Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как
особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства
для будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам
человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень
ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг.
280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика –
ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой
12
лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день –
праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России.
Развитие массового спорта – вклад
в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие
Артека.
История
и
традиции
Артека.
После
воссоединения
Крыма
и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс
из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между
поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать
и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её
историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической
13
отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива
учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины
в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды
российских
лётчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины.
Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья
людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения
обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия
человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым
и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно
много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического
14
прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские
общественные
организации
разных
поколений
объединяли
и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских
общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела
и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
15
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов
в
жизни
человека;
представление
об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность
к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской
Федерации,
своего
края,
народов
России;
формирование
ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к государственным символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
16
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода
и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя
и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние
и
эмоциональное
состояние
других,
умение
управлять
собственным
эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и
оценки их
возможных последствий
для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как
гражданина
и
потребителя
в
условиях
взаимосвязи
природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
17
деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности
на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие
умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие
умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
сфере
действиями:
овладения
использовать
познавательными
вопросы
как
универсальными
исследовательский
учебными
инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
18
учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации, оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированным
самостоятельно,
систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения
в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и
(или) дискуссии задавать вопросы
по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
19
и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать
качество
своего
вклада
в
общий
продукт
по
критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать
ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации
и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ
выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя
и других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия:
создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной
и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение
к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
20
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста
и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной
и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации
из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
овладение
умениями
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать
и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую
в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное
произведение,
используя
подробный,
сжатый,
выборочный,
творческий
пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать
вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном
произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную
позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать
аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства
и отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
эксплуатации
освоение
технических
и
соблюдение
средств
безопасной
информационно-коммуникационных
технологий; развитие умения соблюдать сетевой
информационной этики и
требований
права при работе с
этикет, базовые нормы
приложениями на
любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных
стран и народов с историческими периодами, событиями региональной
21
и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять
современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических
событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой
истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений,
процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие
умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий,
явлений,
процессов,
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временны́ е связи исторических событий, явлений, процессов
изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать
собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический
материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта
взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества:
гуманистических
и
демократических ценностей,
идей
мира
и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения
к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института, о характерных чертах
общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской
Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации,
об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной
22
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие
умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья,
созидательный
труд,
служение
Отечеству,
нормы
морали
и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать
основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления,
процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции; развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и природы,
человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства,
связи
политических
потрясений
и
социально-экономических
кризисов
в государстве; развитие умения использовать полученные знания для объяснения
(устного
и
письменного)
сущности,
взаимосвязей
явлений,
процессов
социальной действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять
и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение
к явлениям, процессам социальной действительности; развивать умения
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями
о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; развитие умений оценивать собственные поступки
и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым
и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
23
География: освоение и применение системы знаний о размещении
и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии
в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта,
Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого
развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными
природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие умения
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития.
24
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9 классы)
№
п/п
1
Темы занятий
Образ будущего.
Ко Дню знаний
Количество
часов
1
Виды
Основное содержание
деятельности
Электронные ресурсы
обучающихся
Иметь образ будущего – значит
Эвристическая
иметь ориентир, направление
беседа, просмотр
движения, позитивный образ
видеофрагментов,
будущего задаёт жизни
выполнение
определённость и наполняет её
интерактивных
смыслами.
заданий, работа
Образ будущего страны – сильная
в группах,
и независимая Россия. Будущее
выполнение
страны зависит от каждого из нас
творческих
уже сейчас.
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Образование – фундамент будущего.
Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным
людям и стране.
Россия – страна возможностей,
где каждый может реализовать
свои способности и внести вклад
в будущее страны.
25
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
2
Век информации.
Информационное телеграфное
Эвристическая
120 лет
агентство России (ИТАР-ТАСС) –
беседа, просмотр
Информационному
это крупнейшее мировое агентство,
видеофрагментов,
агентству России
одна из самых цитируемых
выполнение
ТАСС
новостных служб страны. Агентство
интерактивных
неоднократно меняло названия, но
заданий, работа
всегда неизменными оставались его
в группах,
государственный статус и функции –
выполнение
быть источником достоверной
творческих
информации о России для всего
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
мира. В век информации крайне
важен навык критического
мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки
и не распространять их.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений
3
Дорогами России
1
«Российские железные дороги» –
Эвристическая
крупнейшая российская компания,
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
26
с большой историей,
видеофрагментов,
обеспечивающая пассажирские
выполнение
и транспортные перевозки.
интерактивных
Российские железные дороги
заданий, работа
вносят огромный вклад
в группах,
в совершенствование экономики
выполнение
страны. Железнодорожный
творческих
транспорт – самый устойчивый
заданий
и надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный
и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы
стратегически важно для будущего
страны, а профессии в этих
направлениях очень перспективны
и востребованы.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,
единство народов России
4
Путь зерна
1
Российское сельское хозяйство –
Эвристическая
ключевая
отрасль
беседа, просмотр
промышленности нашей страны,
видеофрагментов,
главной задачей которой является
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
27
производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по
обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности
позволяют обеспечивать пшеницей
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
треть всего населения планеты.
Сельское хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе традиции
нашего народа с современными
технологиями: роботами,
информационными системами,
цифровыми устройствами.
Разноплановость и востребованность
сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая
привлекательность отрасли
(агрохолдинги,
фермерские
хозяйства и т. п.).
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
28
5
День учителя
1
Учитель – одна из важнейших
Эвристическая
в обществе профессий. Назначение
беседа, просмотр
учителя – социальное служение,
видеофрагментов,
образование и воспитание
выполнение
подрастающего поколения.
интерактивных
В разные исторические времена труд
заданий, работа
учителя уважаем, социально значим,
в группах,
оказывает влияние на развитие
выполнение
образования членов общества.
творческих
Учитель – советчик, помощник,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
участник познавательной
деятельности школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
6
Легенды о России
1
Любовь к Родине, патриотизм –
Эвристическая
качества гражданина России. Знание
беседа, просмотр
истории страны, историческая
видеофрагментов,
правда, сохранение исторической
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
интерактивных
29
памяти – основа мировоззренческого
заданий, работа
суверенитета страны.
в группах,
Попытки исказить роль России
выполнение
в мировой истории – одна
творческих
из стратегий информационной войны
заданий
против нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
7
Что значит быть
взрослым?
1
Быть взрослым – это нести
Эвристическая
ответственность за себя, своих
беседа, просмотр
близких и свою страну.
видеофрагментов,
Активная жизненная позиция,
выполнение
созидательный подход к жизни,
интерактивных
умение принимать решения
заданий, работа
и осознавать их значение, жить
в группах,
в соответствии с духовно-
выполнение
нравственными ценностями
творческих
общества – основа взрослого
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
человека. Финансовая
самостоятельность
и финансовая грамотность.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
30
8
Как создать крепкую
1
семью. День отца
Семья как ценность для каждого
Эвристическая
гражданина страны. Знания и навыки
беседа, просмотр
для построения крепкой семьи
видеофрагментов,
в будущем. Почему важна крепкая
выполнение
семья?
интерактивных
Преемственность поколений:
заданий, работа
семейные ценности и традиции
в группах,
(любовь, взаимопонимание, участие
выполнение
в семейном хозяйстве, воспитании
творческих
детей).
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое
отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
9
Гостеприимство – качество,
Эвристическая
Россия. Ко Дню
объединяющее все народы России.
беседа, просмотр
народного единства
Семейные традиции встречи гостей,
видеофрагментов,
кулинарные традиции народов
выполнение
России.
интерактивных
Гостеприимная
1
https://razgovor.edsoo.ru
31
Путешествие по России – это
заданий, работа
знакомство с культурой, историей
в группах,
и традициями разных народов.
выполнение
Гастрономический туризм – это вид
творческих
путешествий, основой которого
заданий
являются поездки туристов по стране
с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных
традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкая
семья
10
Твой вклад в общее
дело
1
Уплата налогов – это коллективная
Эвристическая
и личная ответственность, вклад
беседа, просмотр
гражданина в благополучие
видеофрагментов,
государства и общества.
Ни одно государство не может
выполнение
обойтись без налогов, это основа
заданий, работа
бюджета страны, основной источник
в группах,
дохода.
выполнение
Своим небольшим вкладом мы
творческих
создаём будущее страны,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
интерактивных
32
процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности:
гражданственность, взаимопомощь
и взаимоуважение, единство
народов России
11
С заботой к себе
1
и окружающим
Доброта и забота – качества
Эвристическая
настоящего человека, способного
беседа, просмотр
оказывать помощь и поддержку,
видеофрагментов,
проявлять милосердие. Добрые дела
выполнение
граждан России:
интерактивных
благотворительность
заданий, работа
и пожертвование как проявление
в группах,
добрых чувств и заботы
выполнение
об окружающих.
творческих
Здоровый образ жизни как забота
о себе и об окружающих.
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
12
День матери
1
Мать, мама – главные в жизни
Эвристическая
человека слова. Мать – хозяйка
беседа, просмотр
в доме, хранительница семейного
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
33
очага, воспитательница детей.
выполнение
У России женское лицо, образ
интерактивных
«Родины–матери».
заданий, работа
Материнство – это счастье
в группах,
и ответственность. Многодетные
выполнение
матери: примеры из истории
творческих
и современной жизни.
заданий
«Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации.
Материнство как особая миссия.
Роль материнства в будущем страны.
Защита материнства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
13
Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)
1
Кто такой волонтёр? Деятельность
Эвристическая
волонтёров как социальное служение
беседа, просмотр
в военное и мирное время: примеры
видеофрагментов,
из истории и современной жизни.
выполнение
Милосердие и забота – качества
интерактивных
волонтёров.
заданий, работа
Направления волонтёрской
в группах,
деятельности: экологическое,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
34
социальное, медицинское,
творческих
цифровое и т. д.
заданий
Формирующиеся ценности:
милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение
14
День Героев
Отечества
1
Герои Отечества – это
Эвристическая
самоотверженные и мужественные
беседа, просмотр
люди, которые любят свою Родину
видеофрагментов,
и трудятся во благо Отчизны.
выполнение
Качества героя – человека, ценою
интерактивных
собственной жизни и здоровья
заданий, работа
спасающего других: смелость
в группах,
и отвага, самопожертвование
выполнение
и ответственность за судьбу других.
творческих
Проявление уважения к героям,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
35
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
15
Как пишут законы?
1
Для чего нужны законы? Как
Эвристическая
менялся свод российских законов
беседа, просмотр
от древних времён до наших дней.
видеофрагментов,
Законодательная власть в России.
выполнение
От инициативы людей до закона: как
интерактивных
появляется закон? Работа депутатов:
заданий, работа
от проблемы – к решению
в группах,
(позитивные примеры). Участие
выполнение
молодёжи в законотворческом
творческих
процессе.
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности: жизнь и
достоинство
16
Одна страна –
одни традиции
1
Новогодние традиции,
Эвристическая
объединяющие все народы России.
беседа, просмотр
Новый год – любимый семейный
видеофрагментов,
праздник. История возникновения
выполнение
новогоднего праздника в России.
интерактивных
Участие детей в подготовке
заданий, работа
и встрече Нового года. Подарки
в группах,
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
36
и пожелания на Новый год. История
творческих
создания новогодних игрушек.
заданий
О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России
17
День российской
печати
1
Праздник посвящён работникам
Эвристическая
печати, в том числе редакторам,
беседа, просмотр
журналистам, издателям,
видеофрагментов,
корректорам, – всем, кто в той
выполнение
или иной степени связан с печатью.
интерактивных
Российские традиции издательского
заданий, работа
дела, история праздника.
в группах,
Информационные источники
выполнение
формируют общественное мнение.
творческих
Профессиональная этика
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
журналиста.
Издание печатных средств
информации – коллективный труд
людей многих профессий.
Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой
информации.
37
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
18
День студента
1
День российского студенчества:
Эвристическая
история праздника и его традиции.
беседа, просмотр
История основания Московского
видеофрагментов,
государственного университета
выполнение
имени М.В. Ломоносова.
интерактивных
Студенческие годы – это путь
заданий, работа
к овладению профессией,
в группах,
возможность для творчества
выполнение
и самореализации.
творческих
Перспективы получения высшего
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический
прорыв.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу,
коллективизм
19
БРИКС (тема
Роль нашей страны в современном
Эвристическая
о международных
мире. БРИКС – символ
беседа, просмотр
отношениях)
многополярности мира. Единство
видеофрагментов,
и многообразие стран БРИКС.
выполнение
1
https://razgovor.edsoo.ru
38
Взаимная поддержка помогает
интерактивных
государствам развивать торговлю
заданий, работа
и экономику, обмениваться знаниями
в группах,
и опытом в различных сферах жизни
выполнение
общества. Россия успешно развивает
творческих
контакты с широким кругом
заданий
союзников и партнёров.
Значение российской культуры
для всего мира.
Формирующиеся ценности:
многонациональное единство
20
Бизнес
Экономика: от структуры хозяйства
Эвристическая
и технологическое
к управленческим решениям.
беседа, просмотр
предпринимательство
Что сегодня делается для успешного
видеофрагментов,
развития экономики России?
выполнение
Цифровая экономика – это
интерактивных
деятельность, в основе которой
заданий, работа
лежит работа с цифровыми
в группах,
технологиями. Какое значение имеет
выполнение
использование цифровой экономики
творческих
для развития страны? Механизмы
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
цифровой экономики.
39
Технологическое
предпринимательство как особая
сфера бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства для будущего
страны и её технологического
суверенитета.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
21
Искусственный
Искусственный интеллект –
Эвристическая
интеллект и человек.
стратегическая отрасль в России,
беседа, просмотр
Стратегия
оптимизирующая процессы
видеофрагментов,
взаимодействия
и повышающая эффективность
выполнение
производства. Искусственный
интерактивных
интеллект – помощник человека.
заданий, работа
ИИ помогает только при условии,
в группах,
если сам человек обладает хорошими
выполнение
знаниями и критическим
творческих
мышлением.
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
40
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные
идеалы
22
День защитника Отечества:
Эвристическая
Отечеству? 280 лет
исторические традиции. Профессия
беседа, просмотр
со дня рождения
военного: кто её выбирает сегодня.
видеофрагментов,
Ф. Ушакова
Защита Отечества – обязанность
выполнение
гражданина Российской Федерации,
интерактивных
проявление любви к родной земле,
заданий, работа
Родине. Честь и воинский долг.
в группах,
280-летие со дня рождения великого
выполнение
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
творческих
Качества российского воина:
заданий
Что значит служить
1
https://razgovor.edsoo.ru
смелость, героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
23
Арктика – территория
развития
1
Арктика – стратегическая
Эвристическая
территория развития страны.
беседа, просмотр
Почему для России важно осваивать
видеофрагментов,
Арктику? Артика – ресурсная база
выполнение
России.
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
41
Российские исследователи Арктики.
заданий, работа
Россия – мировой лидер атомной
в группах,
отрасли. Атомный ледокольный
выполнение
флот, развитие Северного морского
творческих
пути.
заданий
Знакомство с проектами развития
Арктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
24
Международный
1
женский день
Международный женский день –
Эвристическая
праздник благодарности и любви
беседа, просмотр
к женщине.
видеофрагментов,
Женщина в современном обществе –
выполнение
труженица, мать, воспитатель детей.
интерактивных
Великие женщины в истории России.
заданий, работа
Выдающиеся женщины ХХ века,
в группах,
прославившие Россию.
выполнение
Формирующиеся ценности:
творческих
приоритет духовного над
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
материальным
25
Массовый спорт
в России
1
Развитие массового спорта – вклад
Эвристическая
в благополучие и здоровье нации,
беседа, просмотр
будущие поколения страны.
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
42
Здоровый образ жизни, забота
выполнение
о собственном здоровье, спорт как
интерактивных
важнейшая часть жизни
заданий, работа
современного человека. Условия
в группах,
развития массового спорта в России.
выполнение
Формирующиеся ценности: жизнь
творческих
заданий
26
День воссоединения
История и традиции Артека. После
Эвристическая
Крыма и Севастополя
воссоединения Крыма и Севастополя
беседа, просмотр
с Россией. 100-летие
с Россией Артек – это уникальный
видеофрагментов,
Артека
и современный комплекс
выполнение
из 9 лагерей, работающих круглый
интерактивных
год. Артек – пространство
заданий, работа
для творчества, саморазвития
в группах,
и самореализации.
выполнение
Формирующиеся ценности:
историческая память и
творческих
1
https://razgovor.edsoo.ru
заданий
преемственность поколений
27
Искусство – это способ общения
Эвристическая
творчеством. Зачем
и диалога между поколениями
беседа, просмотр
людям искусство?
и народами. Роль музыки в жизни
видеофрагментов,
185 лет со дня
человека: музыка сопровождает
выполнение
человека с рождения до конца
интерактивных
Служение
1
https://razgovor.edsoo.ru
43
рождения
жизни. Способность слушать,
заданий, работа
П. И. Чайковского
воспринимать и понимать музыку.
в группах,
Россия – страна с богатым
выполнение
культурным наследием, страна
творческих
великих композиторов, писателей,
заданий
художников, признанных
во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным
28
Моя малая Родина
Россия – великая и уникальная
Эвристическая
(региональный
страна, каждый из её регионов
беседа, просмотр
и местный
прекрасен и неповторим своими
видеофрагментов,
компонент)
природными, экономическими
выполнение
и другими ресурсами.
интерактивных
Любовь к родному краю,
заданий, работа
способность любоваться
в группах,
природой и беречь её – часть любви
выполнение
к Отчизне. Патриот честно трудится,
творческих
заботится о процветании своей
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
44
страны, уважает её историю
и культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, приоритет духовного
над материальным
29
Герои космической
отрасли
1
Исследования космоса помогают
Эвристическая
нам понять, как возникла наша
беседа, просмотр
Вселенная. Россия – лидер
видеофрагментов,
в развитии космической
выполнение
отрасли.
интерактивных
Полёты в космос – это результат
заданий, работа
огромного труда большого
в группах,
коллектива учёных, рабочих,
выполнение
космонавтов, которые обеспечили
творческих
первенство нашей Родины
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
в освоении космического
пространства.
В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться
в освоении новых материалов
и создании новых технологий.
45
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30
Гражданская авиация
1
России
Значение авиации для жизни
Эвристическая
общества и каждого человека.
беседа, просмотр
Как мечта летать изменила жизнь
видеофрагментов,
человека.
выполнение
Легендарная история развития
интерактивных
российской гражданской авиации.
заданий, работа
Героизм конструкторов, инженеров
в группах,
и лётчиков-испытателей первых
выполнение
российских самолётов.
творческих
Мировые рекорды российских
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные
с авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
31
Медицина России
1
Охрана здоровья граждан России –
Эвристическая
приоритет государственной
беседа, просмотр
политики страны. Современные
видеофрагментов,
поликлиники и больницы.
выполнение
Достижения российской медицины.
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
заданий, работа
46
Технологии будущего в области
в группах,
медицины.
выполнение
Профессия врача играет ключевую
творческих
роль в поддержании и улучшении
заданий
здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее
не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений
и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
милосердие
32
Что такое успех?
(ко Дню труда)
1
Труд – основа жизни человека
Эвристическая
и развития общества.
беседа, просмотр
Человек должен иметь знания
видеофрагментов,
и умения, быть терпеливым
выполнение
и настойчивым, не бояться
интерактивных
трудностей (труд и трудно –
заданий, работа
https://razgovor.edsoo.ru
47
однокоренные слова), находить пути
в группах,
их преодоления. Чтобы добиться
выполнение
долгосрочного успеха, нужно много
творческих
трудиться.
заданий
Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
33
80-летие Победы
День Победы – священная дата,
Эвристическая
в Великой
память о которой передаётся
беседа, просмотр
Отечественной войне
от поколения к поколению.
видеофрагментов,
Историческая память: память
выполнение
о подвиге нашего народа в годы
интерактивных
Великой Отечественной войны.
заданий, работа
Важно помнить нашу историю
в группах,
и чтить память всех людей,
выполнение
перенёсших тяготы войны.
творческих
Бессмертный полк. Страницы
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
героического прошлого, которые
нельзя забывать.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
48
историческая память и
преемственность поколений
34
Жизнь в Движении
1
19 мая – День детских общественных
Эвристическая
организаций. Детские общественные
беседа, просмотр
организации разных поколений
видеофрагментов,
объединяли и объединяют активных,
выполнение
целеустремлённых ребят. Участники
интерактивных
детских общественных организаций
заданий, работа
находят друзей, вместе делают
в группах,
полезные дела и ощущают себя
выполнение
частью большого коллектива.
творческих
Участие в общественном движении
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
детей и молодежи, знакомство
с различными проектами.
Формирующиеся ценности: дружба,
коллективизм
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
49