Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Очурская средняя школа"
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
________________________
Андреева Н.А.
«27» 08 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
________________________
Юринов Е.П.
Приказ № 174 от «28» 08 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
Туристско-краеведческой направленности
кружка «Школьный музей»
Срок реализации: 1 год
Вид программы: модифицированная
возраст учащихся: 9-16 лет
Составитель:
Тальянская Ольга Вениаминова,
педагог дополнительного образования
с. Очуры
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Направленность
Актуальность
Цель программы
Задачи
Планируемые результаты
Способы и формы проверки результатов
Возраст учащихся
Формы занятий
Форма обучения
Объем программы
Содержание программы
Учебно-тематический план
Содержание программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Список литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в
соответствии с:
1. Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации музеях в Российской Федерации», принят
Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003N 15-ФЗ, от
22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от
23.02.2011 N 19-ФЗ);
3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных
учреждений»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте
России 18.12.2020 N 61573);
6. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831);
7. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16);
8. Устав МБОУ "Очурская СШ"
9. Образовательная программа МБОУ "Очурская СШ"
Программа «Школьный музей» разработана на основе «Примерные программы внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование (Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред.
Горского В.А. - предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе
создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Актуальность: Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем
расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой
родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее
историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования
общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
и поведения.
Цель программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами
музея.
Задачи программы:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края,
страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие
познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения
народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений,
ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной
терпимости, активной жизненной позиции.
Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны знать:
Истрию ведения музейного дела;
Основы музееведческой деятельности;
Ведущие музеи мира;
Историю выдающихся людей, и внесших большой вклад в развитие музейного дела;
Методику поисково-исследовательской работы;
Основные термины, применяемые в музейном деле.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
Общаться с людьми;
вести исследовательские краеведческие записи;
обобщать и систематизировать собранный краеведческий материал;
вести начальную поисковую и научно-исследовательскую работу;
Способы и формы проверки результатов
Используются основные виды контроля:
Тесты
Контрольные вопросы
Проекты
Экскурсии.
Возраст обучающихся, которым адресована программа: 9-16 лет.
Формы организации занятий: аудиторные, групповые.
Формы проведения занятий: занятия включают в себя 2 направления:
Теоретическое (рассказы, беседы, инструктажи, мультимедийные презентации,
видеоролики);
практическое (практические работы).
Форма обучения: очная, согласно закону Российской Федерации «Об образовании»
(Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
Объем программы
Программа рассчитана на 102 часа. Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 1.5 академических
часа.
№
п/
п.
Содержание программы
Часы
1.
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж. Основы музейных
знаний.
1,5
03.09
1,5
05.09
1,5
10.09
2.
3.
Дата
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные
разделы.
Разнообразие музеев.
Виртуальная экскурсия по музеям мира
4.
Где и как собирать материалы для музея.
3
5.
Свидетели истории
3
6.
Работа с историческими источниками.
Научное определение и описание предметов.
6
7.
Наследие в школьном музее.
6
8.
Функции школьного музея
3
9.
Организация школьного музея
3
10. История села - Очуры
6
11. О творчестве наших земляков. Литературная гостиная
3
12. Моя семья и родной край
6
План
12.09
17.09
19.09
24.09
26.09
01.10
03.10
08.10
01.10
15.10
17.10
22.10
24.10
29.10
31.10
05.11
07.11
12.11
14.11
19.11
21.11
26.11
28.11
03.12
Факт
13. История школы
6
14. Комплектование фондов школьного музея
3
15. Фонды школьного музея
3
16. Учёт и описание музейных предметов
3
17. Экспозиции школьного музея
6
18. Тексты в музейной экспозиции
3
19. Военная слава земляков
6
20. Гражданская война в Сибири
6
21.
Экскурсионная работа в школьном музее.
6
22. Создание презентаций на основе собранного материала
6
23. Находки на территории села Очуры
3
Подготовка к конкурсу исследовательских работ по
24. краеведению. Конкурс исследовательских работ по
краеведению
6
25. Заседание Совета и актива школьного музея
Итого:
1,5
05.12
10.12
12.12
17.12
19.12
09.01
14.01
16.01
21.01
23.01
28.01
30.01
04.02
06.02
11.02
13.02
18.02
20.02
25.02
27.02
04.03
07.03
11.03
13.03
18.03
20.03
25.03
27.03
01.04
03.04
08.04
10.04
15.04
17.04
22.04
24.04
29.04
06.05
08.05
13.05
16.05
102
Содержание программы курса «Школьный музей»
Тема 1. Цели и задачи курса. Вводный инструктаж. Основы музейных знаний. Цели,
задачи, участники музейного движения. Инструктажи (1,5 ч.).
Тема 2. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Теоретические
занятия. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и
поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами труда, проживающими в селе,
родителями.
Тема 3. Разнообразие музеев. Виртуальная экскурсия по музеям мира (1,5 ч.).
Тема 4. Где и как собирать материалы для музея (3 ч.). Работа в школьной и сельской
библиотеке, в музее.
Тема 5. Свидетели истории. Встречи с участниками исторических событий, работниками
музеев, известными людьми села и района.
Тема 6. Работа с историческими источниками. (1,5 ч.). Основные источники по истории:
книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий,
вещественные памятники
Тема 7. Наследие в школьном музее (6 ч.). Понятие об историко-культурном и природном
наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия.
Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов
наследия как способ их охраны и использования.
Тема 8. Функции школьного музея (3 ч). Полифункциональность школьного музея: детский
клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая
лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества
родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия;
школа профессиональной ориентации детей.
Тема 9. Организация школьного музея (3 ч.). Школьный музей как общественное учебноисследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации,
ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы
школьного музея.
Тема 10. История села - Очуры (6 часа). История заселения родного края. Первые упоминания
в официальных источниках. Основные вехи истории в контексте истории государства.
Уникальные особенности природы, истории и культуры.
Тема 11. О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов
(совместно с библиотекой с.Очуры). Литературная гостиная (3ч). Презентация о Батц Г.Г.
Тема 12. Моя семья и родной край (3 ч). Что такое семья, род? Семейные предания, традиции
и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и
реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации, видеороликов
Тема 13. История Школы (6 ч). История школы. Школьные традиции и
достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о
школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Выявление
педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и
выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Ведение исторической хроники и
летописи школы.
Тема 14. Комплектование фондов школьного музея (3 ч). Организация поисковособирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование
работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов
музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных
явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение
научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, других
полевых изысканий. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение
обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Тема 15. Фонды школьного музея (3 ч). Структура и состав собрания школьного музея:
основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы
формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение
сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения.
Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных
музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Тема 16. Учет и описание музейных предметов (3 ч). Задачи учета и научного описания
музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные
книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных
предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 17. Экспозиция школьного музея (6 ч). Концепция экспозиции школьного музея. Виды
экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.
Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных
предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные,
фондовые.
Тема 15. Тексты в музейной экспозиции (3 ч).
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов.
Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 19. Военная слава земляков (6 ч). Военные традиции земляков. Жители родного края –
участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил
России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших
действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 20. Гражданская война в Сибири. (6ч). Причины, основные события, Очурский бой
1919 г. Запись воспоминаний и рассказов потомков участников Гражданской войны, Очурского
боя.
Тема 21. Экскурсионная работа в школьном музее (6 ч). Экскурсия как форма
популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды
экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием
опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания.
Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Практикум
по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.
Тема 22. Создание презентаций на основе собранного материала (6 ч). Подготовка работ по
собранному материалу по выбранной теме
Тема 23. Находки на территории села Очуры (3ч). Археологические находки
Документирование экспонатов, поиск и сбор артефактов.
Тема 24. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс
исследовательских работ по краеведению (6ч).
Тема 21. Заседание Совета и актива школьного музея (1.5 ч). Подведение результатов
работы.
Школьные и сельские мероприятия
Индивидуальные консультации по темам проектов (по плану)
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
Научно-познавательная
Форма освоения
Очная
Количество обучающихся
15 человек
Возраст обучающихся
9-16 лет
Начало учебного года
02.09.2024
Окончание учебного года
27.05.2025
Продолжительность учебного года
64 недели
Количество часов реализации
102 часа
программы
Режим работы объединения
В соответствии с расписанием на
текущий учебный год
Продолжительность занятия
45 минут
Количество занятий в неделю
2 раза по 1,5 часа
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
показ
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на
занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Основные формы занятий: Фронтальная – дает возможность работать со всем коллективом
детей на занятии.
Коллективная – дети могут сотрудничать друг с другом, работая в микрогруппах.
Индивидуальная – очень результативная форма обучения, основанная на
дифференцированном подходе.
Алгоритм учебного занятия
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
1. Организационная часть
2. Определение и разъяснение цели занятия.
3. Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
4. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
5. Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.
6. Обобщение и оценка выполненной работы.
Обобщение знаний, умений и навыков
1. Организационная часть.
2. Постановка проблем и выдача заданий.
3. Выполнение обучающимися заданий, упражнений и решение задач.
4. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
5. Подведение итогов.
Условия реализации программы
Занятия проводятся на базе МБОУ "Очурская СШ". В кабинетах библиотеки, музея. Школа
имеет необходимое компьютерное и мультимедийное оборудование, имеется локальная
сеть, точка доступа к сети Интернет, имеется естественное и искусственное освещение. В
помещении для занятий имеются ученические столы, стулья.
Перечень средств обучения и воспитания
музейные выставочные витрины
подвесные системы для картин, постеров, фотографий
экспонаты музея, фотографии, альбомы, и др.;
справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, ссылки, сайты и др.);
Кадровое обеспечение:
Требования к образованию ПДО:
среднее профессиональное образование;
высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать направленности ДОП;
дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка;
дополнительное профессиональное педагогическое образования (м.б. освоена после
трудоустройства).
Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года, с целью усвоения определенного
уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление
наиболее способных и талантливых детей.
Результат прохождения программы - защита проекта.
Оценочные материалы
Основными методами отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися
содержания программы являются: текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая
аттестации учащихся. Текущий контроль учащихся проводится с целью установления
фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам
(разделам) дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. Текущий
контроль может проводиться в следующих формах: теоретический опрос, экскурсия, практическая
работа, проект. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических
знаний и практических умений и навыков. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в
форме тестирования и практической работы. 1 полугодие – тестирование «Основы музейных
знаний» 2 полугодие - Описание музейного предмета и запись в тетради учёта. Работа оценивается
по уровням. Высокий уровень – правильно ответил на все вопросы, быстро составил описание
музейного экспоната по всем параметрам. Средний уровень – не сумел ответить на 2-3 вопроса в
тесте, допустил ошибки в описании музейного экспоната, не отметил все явные параметры.
Низкий уровень – неправильно ответил на большинство вопросов и не справился с описанием
музейного экспоната, не знает параметров описания.
Список литературы:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе №2, 2015 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
9. Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению)
Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и
рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
10. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН",
1996.– 181с.
11. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань,
1997.– 384с.
12. Липецкая Энциклопедия:в 3 т./Сост.:Шахов В.В.,Шальнев Б.М. Липецк, 1998.
13. Липецкий энциклопедический словарь/Гл. Ред., сост. Шахов В.В.– Липецк: Липецкое издво, "ГЭЛИОН", 1994.– 510с.
14. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия,
1965, с. 518-520.
15. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
16. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск, 2007