Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Очурская средняя школа»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО
Зам. директора по УР
И. о. директора
_____________________
______________________
Лавринова Е.Д.
Лавринова Е.Д.
Протокол №1
Протокол № 1
от «27» 08.2024 г.
от «27» 08.2024 г.
_______________________
Юринов Е.П.
Приказ № 174
от «28» 08.2024 г.
.
РАБОЧАЯПРОГРАММА
учебного предмета «Труд (технология)»
«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»
для обучающихся 10 – 11 классов
с. Очуры 2024 год
Рабочая программа по технологии для10-11 классов является частью Основной
образовательной программы основного и среднего общего образования МБОУ«Очурская
СШ» и состоит из следующих разделов:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2)содержание учебного предмета;
3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы;
4) календарно-тематическое планирование.
1. Планируемые результаты учебного курса «Швейное дело»
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса предмета
являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной
технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
• самооценка способностей для труда в различных сферах с позиций будущей
социализации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
Метапредметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы предмета
являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе
требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям
и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы являются:
В познавательной сфере:
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов
труда;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
информации;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методамичтения и способами графического представления
технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в
процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и
аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов
и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов
труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических
процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация
работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное
планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и научной организации труда.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и
возможностей будущих членов трудового коллектива;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами
и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом
технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Выпускник научится:
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и
декоративно-прикладных работ, швейной машины, модели швейных изделий, пользуясь
технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнятьприёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием
традиций народного костюма;
• использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде;
•определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства;
• определять основные стили в одежде и современные направления моды.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: использовать ручные инструменты для швейных и декоративно-прикладных работ;
швейные машины, оборудование и приспособления для изготовления изделий из
текстильных и поделочных материалов; приборы для ВТО изделий и полуфабрикатов;
различные виды художественной отделки изделий
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и
формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность
итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ;
составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации
замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты
выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами
проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять
проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных
правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с
учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта;
разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
2.Содержание учебного предмета
10 - 11 класс
Раздел «Моделирование»
Ведение - Организация труда на швейном производстве. Инструктаж по охране труда и
пожарной безопасности в организации на рабочих местах. Применение средств
безопасности и индивидуальной защиты.
Роль моделирования одежды в швейном производстве- Цель и задачи моделирования.
Краткая характеристика методов моделирования в одежде. Декоративные отделки в
одежде. Моделирование нагрудной выточки, рукавов, кокеток. Краткая характеристика
методов моделирования в одежде. Декоративные отделки в одежде.
Практическая работа. Чертеж нарядного платья с воротником фантазия.
Раздел «Оборудование»
Введение – Правила безопасной работы с электрооборудованием.
Приспособления малой механизации – История возникновения швейных машин.
Классификация швейного оборудования.
Петельные и закрепочные машины– Процесс образования петли челночным стежком.
Техническая характеристика. Применение петельных машин. Применение закрепочных
машин.
Пуговичные машины – Принцип работы машины. Техническая характеристика
пуговичных машин. Применение пуговичных машин.
Оборудование раскройного цеха – Раскройные машины стационарные и передвижные.
Характеристика этих машин.
Новые специальные машины – Специальные машины автоматы. Специальные машины
полуавтоматы. Назначение специальных машин. Техническая характеристика. Принцип
действия. Применение специальных машин.
Техническая характеристика швейной машины 1022 класса - Характеристика швейных
машин. Механизм нитепритягивателя. Механизмы челнока и иглы. Регулятор стежка.
Заправка верхней и нижней нити.
Техническое обслуживание швейных машин – Неполадки в работе швейных машин,
способы их устранения. Правила ухода за швейной машиной.
Практическая работа. Устранение неполадок в работе швейной машины.
Раздел «Технология и материалы швейного производства»
Ручные работы – Инструктаж по безопасности труда и организация рабочего места.
Подготовка инструмента и приспособлений. Выполнение простых ручных стежков: виды,
назначение, размеры стежков. Терминология ручных работ. Технические условия на
выполнение ручных работ
Машинные работы – Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места.
Освоение навыков правильной посадки за машиной. Пуск и остановка машины. Намотка
нити на шпульку. Установка изделия под иглой. Регулировка частоты стежка. Регулировка
скорости машины. Уход за машиной. Освоение приёмов с заправленными нитками на
ткани с выполнением прямых, ломаных и фигурных строчек. Классификация машинных
швов. Соединительные швы, их применение, технические условия. Стачной
шоввзаутюжу, вразутюжку. Краевые швы, их назначение. Технические условия. Шов
вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с закрытым срезом. Отделочные швы, их
назначение и применение. Технические характеристики. Складки: односторонняя складка,
двухсторонняя встречная складка, бантовая складка. Терминология машинных работ.
Технические условия на выполнение машинных работ
Влажно-тепловая обработка – Значение ВТО. Техника безопасности при выполнении
влажно-тепловой обработки. Организация рабочего места для ВТО. Оборудование и
приспособления для влажно-тепловых работ. Терминология влажно-тепловых работ.
Практическое выполнение влажно-тепловых работ: разутюживание, заутюживание,
сутюживание, оттягивание, дублирование, декатирование, отпаривание, прессование.
Технические условия на выполнение ВТО.
Практическая работа. Машинные швы.
Раздел «Материаловедение»
Сортность ткани– Ассортимент тканей по видам волокна. Технологические свойства
тканей.
Дублированные материалы – Дублированные материалы. Краткая характеристика
дублированных материалов.
Нетканые материалы– Краткая характеристика. Классификация нетканых материалов.
Применение нетканых материалов.
Материалы для соединения деталей одежды – Швейные нитки. Характеристика швейных
ниток. Требования к качеству ниток. Область применения.
Фурнитура – Виды фурнитуры: пуговицы, крючки, петли, кнопки. Характеристика
фурнитуры. Классификация фурнитуры. Характеристика отделочных материалов.
Практическая работа. Определение технологических свойств, швейных материалов.
Раздел «Технология обработки отдельных деталей и узлов»
Обработка отдельных деталей и узлов - Обработка вытачек. Виды карманов, их
назначение и применение; техническая характеристика. Обработка гладких накладных
карманов. Виды рукавов. Обработка срезов рукавов. Виды воротников, их назначение и
применение; техническая характеристика. Обработка отложного воротника без прокладки
с острыми концами, с закруглёнными концами. Обработка отложного воротника с
кружевом.
Практическая работа. Соединение воротника с горловиной в изделиях.
Раздел «Практическое обучение»
Введение– Техника безопасности и правила внутреннего распорядка в мастерской.
Изготовление швейных изделий– Изготовление бридж для девочек с подрезными
карманами. Обработка кармана. Обработка срезов. Обработка верхнего среза. Обработка
застежки. Окончательная обработка. Технические требования.
Изготовление детского платья. Проверка деталей кроя. Соединение плечевых срезов и
боковых. Обработка рукавов. Обработка пройм без рукавов и горловины без воротников.
Обработка низа изделия. Отделочные работы. Технологическая последовательность
обработки легкого детского платья.
3.Тематическое планирование
10 – 11 класс
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование раздела
Количество часов
Моделирование
Оборудование
Технология и материалы швейного производства
Материаловедение
Технология обработки отдельных деталей и узлов
Практическое обучение
Итоговая аттестация.
15
Итого:
102
15
23
14
22
9
4
4. Календарно-тематическое планирование
10-11 класс
24
№
урока
Тема урока
Дата проведения
план
факт
Моделирование (15 ч.)
Организация рабочего места
Техника безопасности при работе в швейной мастерской
02.09
2-3
Цель и задачи моделирования
4
5-6
4
5-6
Художественное оформление одежды.
Пропорции в одежде.
7
8-9
7
8-9
Цвет в одежде.
Отделка изделий.
10
11-12
10
11-12
Моделирование нагрудной выточки
Моделирование рукавов.
13
14-15
13
14-15
16
1
17-18
2-3
Моделирование кокеток.
Практическая работа. Чертеж нарядного платья с
воротником фантазия.
Оборудование (15 ч.)
История возникновения швейных машин. Правила
безопасной работы с электрооборудованием.
Классификация швейного оборудования.
05.09
05.09
09.09
12.09
12.09
16.09
19.09
19.09
23.09
26.09
26.09
30.09
03.10
03.10
19
4
20-21
5-6
Техническая характеристика петельных и закрепочных
машин.
Техническая характеристика пуговичных машин.
22
23-24
7
8-9
Раскройные машины
Автоматы и автоматические линии.
25-26
10-11
Техническая характеристика швейной машины 1022 кл.
27
28-29
12
13-14
Правила ухода за швейной машиной.
Неполадки в работе швейных машин.
30
15
31-32
1-2
1
1
2-3
07.10
10.10
10.10
14.10
17.10
17.10
21.10
24.10
24.10
07.11
07.11
11.11
14.11
14.11
18.11
Практическая работа. Устранение неполадок в работе
швейной машины.
Технология и материалы швейного производства (23 ч.)
Ассортимент швейных изделий.
21.11
21.11
Способы соединения деталей.
25.11
Организация рабочего места при выполнении ручных
работ.
Терминология ручных работ
Технические условия на выполнение ручных работ
28.11
28.11
02.12
05.12
05.12
09.12
12.12
12.12
16.12
19.12
19.12
23.12
26.12
26.12
09.01
09.01
13.01
33
3
34-35
4-5
36
37-38
6
7-8
39
40-41
9
10-11
42
43-44
12
13-14
45
46-47
15
16-17
Выполнение ручных работ.
Организация рабочего места для машинных работ.
Терминология машинных работ
Машинные швы и строчки.
Технические условия на выполнение машинных работ.
Соединительные швы.
Соединительные швы.
Краевые швы.
48-49
18-18
Отделочные швы.
50
20
51-52
21-22
53
23
54-55
1-2
Организация и оборудование рабочего места.
Терминология влажно-тепловой обработки
Технические условия на выполнение ВТО.
Техника безопасности при ВТО.
Практическая работа
Машинные швы.
Материаловедение (14 ч.)
Ассортимент тканей по видам волокна.
56
57-58
3
4-5
Технологические свойства тканей.
Классификация нетканых материалов.
59
60-61
6
7-8
Дублированные материалы.
Материалы для соединения деталей одежды.
62-63
9
64-65
10-11
Классификация фурнитуры.
66
67-68
12
13-14
69
1
70-71
2-3
Характеристика отделочных материалов.
Практическая работа. Определение технологических
свойств, швейных материалов.
Технология обработки отдельных деталей и узлов (22 ч.)
Детали кроя блузки.
24.02
Наименование линий и срезов деталей кроя.
Обработка вытачек.
27.02
Влажно-тепловая обработка вытачек.
27.02
Характеристика швейных ниток.
16.01
16.01
20.01
23.01
23.01
27.01
30.01
30.01
03.02
06.02
06.02
10.02
13.02
13.02
17.02
20.02
20.02
72
73-74
4
5-6
Виды карманов.
Обработка накладных карманов.
75
76-77
7
8-9
Виды рукавов.
Обработка срезов рукавов.
78
79-80
10
11-12
Обработка срезов рукавов
Виды воротников
81
82-83
13
14-5
Манжеты прямые замкнутые.
Обработка воротников.
84
85-86
16
17-18
Обработка воротника без прокладки.
Обработка воротника без прокладки.
87
88-89
19-20
21-22
90
91-92
1
2-3
Обработка воротника с кружевом.
Практическая работа. Соединение воротника с
горловиной в изделиях.
Практическое обучение (9 ч.)
Пошив детского платья. Проверка деталей кроя.
Обработка срезов.
93
94
95
96-97
4
5
6
7-8
Обработка нижнего среза.
Выполнение отделочной строчки по горловине и пройме
Пошив детского платья.
Окончательная отделка.
98
9
99-100
1-2
101-102
3-4
Влажно-тепловая обработка.
Итоговая аттестация. Экзамен (4 ч.)
Теоретическая часть.
Выполнение практической работы.
Выполнение практической работы.
03.03
06.03
06.03
10.03
13.03
13.03
17.03
20.03
20.03
31.03
03.04
03.04
07.04
10.04
10.04
14.04
17.04
17.04
21.04
24.04
24.04
28.04
05.05
12.05
15.05
15.05
19.05
22.05
22.05
22.05
22.05
Список литературы
Основная литература:
1.Крючкова. Г.А. Технология и материалы швейного производства: учебник для нач.
проф. Образования. М.: Изд. Центр «Академия»,2003.- 384с.
Дополнительная литература:
1. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление
одежды. - М.: Мастерство; Изд. центр «Академия». - 2001.- 184с.
2.Ермакова А.С. Оборудование швейных предприятий: учебник. _М.: ИРПО:
ПрофОбрИздат, 2002. – 432с.
3.Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства: учеб. Пособие. – М.: Изд.
Центр «Академия»; Мастерство, 2002. – 240с.
4. Мальникова Л.В. и др. Обработка тканей: Учеб. для 9-10 кл. сред. общеобразоват. шк./ М.: Просвещение, 1986. – 208с.