Принято:
Педагогическим советом
Протокол
от 02.09.2013г. №1
Приложение
к приказу
от «02» сентября 2013г.
№ 162
Положение
о рабочей программе учителя,
реализирующего ФГОС второго поколения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
Уставом МБОУ Очурская СОШ и регламентирует порядок разработки и
реализации рабочих программ учителей,
реализирующих ФГОС второго
поколения.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой
документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для
реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату
образования учащихся начального образования по конкретному предмету
учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования,
организации и управления образовательным процессом по определенной
учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных
предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального образования.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного
образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной
дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебновоспитательного процесса образовательного учреждения и контингента
обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых
она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму
содержания), а также степень их трудности;
2
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты
контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным
предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации
внеурочной деятельности относится к компетенции образовательной
организации и реализуется ею самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей,
специалистов по данному предмету).
2.3. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее
образование).
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы
должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования;
- программе формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программе начального общего образования;
- примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством
образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и
апробацию);
- федеральному перечню учебников.
2.5. Рабочая программа является обязательным документом для
административного контроля полного освоения содержания учебного предмета
учащимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и
повышенных уровнях.
2.6. Программа составляется в двух идентичных экземплярах: один - для
учителя, другой – для администрации школы.
3. Структура рабочей программы
3.1. Структура рабочей программы
1) Титульный лист.
2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального
общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3) Общую характеристику учебного предмета, курса.
4)Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса.
6)Содержание учебного предмета, курса.
7)Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной
деятельности обучающихся.
8)Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
3
3.2. Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы
Содержание элементов рабочей программы
рабочей
программы
Титульный лист - полное наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (экспертиза ШМО, согласование
с заместителем по УР, утверждение директором ОУ);
- название учебного курса, для изучения которого написана
программа;
- указание класса, где реализуется программа;
- учебный год;
- УМК
-количество часов;
- фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или
несколько)
- год разработки программы
Пояснительная
-указываются нормативные документы, на основе которых
записка
разработана рабочая программа;
- указывается примерная или авторская программа, на основе
которой разработана рабочая программа;
- кому адресована программа, вид учебного учреждения и
определение класса учащихся;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- кратко формулируются общие цели учебного предмета для
уровня обучения;
- сроки реализации программы;
- предполагаемые результаты;
- кратко излагается система оценки достижений учащихся;
-указывается основной инструментарий для оценивания
результатов;
Общая
- общая характеристика учебного процесса: основные
характеристика
технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
учебного
- логические связи данного предмета с остальными предметами
предмета, курса
(разделами) учебного (образовательного) плана.
Описание места К какой образовательной области относится, в течение какого
учебного
времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и
предмета, курса в годовое количество часов
учебном плане
Описание
Указываются ценностные ориентиры содержания учебного
ценностных
предмета
ориентиров
содержания
учебного
4
предмета
Личностные,
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по
метапредметные и данной программе. Личностные, метапредметные и предметные
предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в
результаты
соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы
освоения
конкретизируются для каждого класса;
конкретного
учебного
предмета, курса
Содержание тем - перечень и название раздела и тем курса;
учебного курса
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
-основные изучаемые вопросы;
-практические и лабораторные работы, творческие и
практические задания, экскурсии и другие формы занятий,
используемые при обучении;
-требования к знаниям и умениям учащихся к концу изучения
раздела;
-формы и вопросы контроля;
-возможные виды самостоятельной работы учащихся
-формируемые универсальные учебные действия;
Тематическое
-название разделов, количество часов;
планирование
-содержание учебного предмета;
-характеристика деятельности учащихся (УУД).
КалендарноОбязательные столбцы для заполнения в таблице:
№ п/п
тема
планируемые результаты
дата проведения
тематическое
урока
урока
планирование
предметн универса
ые
льные
личностн
ые
по плану
по факту
Учитель может внести в таблицу дополнительные разделы в
зависимости от специфики предмета.
Описание
материальнотехнического
обеспечения
образовательного
процесса
Средства
обучения: учебно-лабораторное оборудование и
приборы, технические и электронные средства обучения и
контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература,
цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и
раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой
учебно-методической
литературы
должен
содержать
используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК)
с обязательным указанием учебника и учебных пособий для
5
учащихся и содержать полные выходные данные литературы.
Перечень Интернет ресурсов и других электронных
информационных источников Перечень обучающих справочноинформационных, контролирующих и прочих компьютерных
программ, используемых в образовательном процессе
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Рабочие программы 1-4 классов сначала рассматриваются на заседании
школьного методического объединения учителей начальных классов,
согласовываются с заместителем директора по УР, утверждается ежегодно в
начале учебного года (до 1 сентября текущего года) директором школы.
4.2. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям
директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с
указанием конкретного срока.
4.3. Все изменения, дополнения, вносимые учителем в программу в течение
учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УР и
утверждены директором школы.